Когда-то когда довольно широко в среде автомобилистов были распространены колесные болты, у которых имелся так называемый “внешний секрет”, но эта конструкция очень быстро показала всю свою несостоятельность. “Секретку” с “внешним секретом” при известной сноровке и сообразительности очень легко снять, применив обычный газовый ключ, а вот специально приспособленный для неё ключ очень часто оказывался бессилен, в лучшем случае хозяину автомобиля приходилось изрядно повозиться. Самыми неудачными среди всех “секреток” являются болты с коническими головками. Самой характерной особенностью этих головок является слишком маленький диаметр отверстия, по причине чего спецключ при приложении усилия постоянно с них слетает. А иногда вообще доходит до парадокса: специальным ключом закрутить “секретку” очень трудно, а универсальным - без всяких проблем. Поэтому тут следует учитывать и тот немаловажный факт, что качество любой “секретки” напрямую зависит от конструкции самой головки. Все профили секреток (в подавляющем большинстве - это внутренние профили) подразделяются на четыре основных типа: эксцентриковый - два круглых профиля, внутренний и внешний, где первый центрирован относительно оси резьбы, а второй смещен в сторону; асимметричный - неправильный многоугольник (в основном четырех- или пятиугольник); фигурный - той или иной сложности фигура из кривых линий; дырчатый - группа отверстий (как правило два или три) одного либо разных диаметров. Из элементов последних трех групп составляются комбинированные профили, представляющие собой, например, кривую канавку и отверстие или выборку в виде фигуры.
Для того, чтобы секретку нельзя было отвернуть с помощью "газового" ключа или плоскогубцев с длинными ручками, на нее устанавливается подвижное внешнее кольцо - обечайка, которая свободно прокручивается при туго затянутой резьбе, не давая захватить гайку или болт снаружи. Обечайка - важный элемент, на ее наличие обязательно стоит обращать внимание при покупке. Дабы секретки было невозможно как-нибудь подцепить и "изнутри" с помощью разных подручных инструментов, они всегда затягиваются максимально туго. Соответственно, и материал комплекта - гайки или болта плюс головки - должен быть прочным, иначе профили будут быстро изнашиваться, отчего в один прекрасный момент ключ может вообще не взять секретку. Кроме того, высокосортная сталь или титан дают возможность точнее и оригинальнее изготовить сам профиль, что увеличивает его недоступность для "чужого" инструмента. В целом критерии надёжности “секреток” болта или гайки можно объединить следующим образом: 1). Головка болта\гайки достаточно низкая; 2). Болт\гайка имеет защитное кольцо; 3). Повышенная прочность металла, из которого изготовлена секретка; 4). Простота механизма и отсутствие всяких отверстий, прорезей, пазов и тому подобного - именно все они очень быстро забиваются пылью и грязью. На сегодняшний день наиболее популярны секретки двух мировых высокотехнологичных производителей - компании McGard Inc. и компании Taper Pro Industrial, Inc. (TPI). История компании McGard начинается с деятельности фирмы L.D. McCauley в 1959 года, в то время она специализировалась на выполнении прецизионных операций по заказу NASA и американских военных. В начале шестидесятых годов Lewis D. McCauley разработал конструкцию секретной гайки как средство противодействия краже колес автомобиля. А в 1964 году создана фирма McGard Inc., которая является мировым лидером в производстве секретных замков для колесных дисков. С 1994 McGard Deutschland GmbH призвана удовлетворять потребности европейских клиентов. Компания Taper Pro Industrial, Incl. (TPI) является подразделением компании Gourmet Equipment (Taiwan) Corp. (GEC), которая уже в течении 30 лет успешно конкурирует на рынке автомобильных крепежных изделий. C 2007 года TPI стала одним из ведущих представителей вторичного рынка колесно-крепежного производства. Продукция TPI обладает десятимиллионным американским страховым полисом ответственности за качество продукции. Все направления, например, конструирование, инжиниринг, контроль качества, производство, цех термической обработки и защиты поверхности, отдел сбыта и сервисная служба, собраны воедино. Подобная организация деятельности позволяет компании McGard Inc. и компании Taper Pro Industrial, Inc. (TPI) обеспечить соответствие высочайшим качественным стандартам на любой фазе производства.
Качество и надежность Производимые комплекты секреток на колеса автомобиля обеспечиваю максимально возможную защиту от кражи колес и дисков. Каждый элемент, произведенный на предприятии McGard и TPI, отвечает высочайшим качественным стандартам в комплектации завода-изготовителя. Среди потребителей самые известные автопроизводители из Европы, Японии и Северной Америки. McGard и TPI имеют сертификаты ISO/TS 16949 и ISO 14001. Секретки изготавливаются из высокопрочных легированных сталей. Головка болта\гайки в обязательном порядке подвергается сквозной термообработке с конечной твердостью 50—54 единицы по шкале Роквелла. Для коррозионной стойкости болты и гайки покрывают трехслойным никель-хромовым покрытием, а с недавнего времени, отдельные части секреток дополнительно обрабатываются по технологии DACROMET. DACROMET -покрытие из оцинкованной стали, основными преимуществами которого являются: высокая степень защиты от коррозии, снижение силы трения, экологическая чистота, термическая устойчивость, однородность покрытия, самовосстановление. Точность стандартов компании McGard и TPI на соосность рабочей поверхности по отношению к диаметру делительной окружности на 30 % превосходит стандарты, используемые в автомобильной промышленности. Это обеспечивает равномерное распределение нагрузки при монтаже, и таким образом, равномерную посадку болта\гайки в диске. Секретки компании McGard и TPI соответствуют или превышают уровень прочности на разрыв 930 – 1100 Н/мм2, что является самым высоким стандартом для изготовителей деталей. Компьютерное моделирование и технологии лазерной резки позволяют получить бесконечное множество рисунков замка-ключа секретки, что делает ее неповторимой, уникальной как замки и ключи от дверей.
Модификации секреток SU\SA – оригинал, компании McGard \ TPI Неповторимая классическая модификация секретки с хромированной головкой. Стоимость комплекта (4 болта +1 ключ) 1800-2150 рублей. Имеется более 120 типоразмеров и сотни различных комбинаций шлицевых профилей. SL - Сверхвысокая надежность компании McGard \ TPI Изделие, для которого характерно наличие вращающегося кольца, соответствует категории надежности 4 Thatcham, европейского института по вопросам безопасности автомобилей и их владельцев. Данное изделие целесообразно устанавливать на штампованные стальные диски, также на легкосплавные литые диски, у которых головка болта\гайки находится снаружи диска, то есть не утоплена (скрыта) в тело диска и ее легко можно захватить «газовым» или «американским» ключом. При приложении усилия на ключ кольцо свободно проворачивается и не позволяет отвернуть секретку. Данная модификация изделия наиболее дорогостоящая, стоимость комплекта (4 болта +1 ключ) 2000-2500 рублей. Изделие предлагается в более 30 типоразмерах. SUB - Black Edition Модель разработана для литых дисков черного цвета, размеры и спецификация идентичны изделиям модельного ряда SU. Изделие предлагается в более 30 типоразмерах. Tuner Разработка для дисков с малой окружностью центров отверстий, для чего уменьшен диаметр болтов/гаек, а также ключа. PCD Секретные болты c шайбой под конусное гнездо для колес PCD разрабатывались для дисков с малой окружностью центров отверстий. Производится в исполнении SU и SL в 4 типоразмерах типоразмерах.
Ответственность производителя Производитель не несет никаких гарантийных обязательств в случае коррозии и/или выцветания анодированных цветных колец и колпачков, причиной которого является ненадлежащее обращение, пагубное воздействие погодных условий или химикатов, не покрываются настоящей гарантией. Гарантия не распространяется на части изделий, поврежденные, уничтоженные или изменившие свойства в результате ненадлежащего применения, неправильного монтажа или снятия с применением силы. Не рассматриваются гарантийные претензии в связи с тем, что замки являются абсолютной гарантией от кражи, и что каждый комплект замков имеет уникальный код. McGard \ TPI оставляет за собой право вносить изменения в спецификацию изделий и дизайн. McGard \ TPI не может нести ответственность за ненадлежащее или неправильное применение изделий. Поэтому рекомендует потребителю перед покупкой проверить резьбу, общую длину, длину резьбовой части и форму посадки (конус, шар, плоскость) оригинального крепления. Наличие крышки центральной части диска и отсутствие достаточного пространства может означать невозможность применения секретных замков. McGard \TPI не несет ответственности за возможные трудности при установке крышек или колпаков дисков. McGard\TPI оставляет за собой право без предварительного уведомления изменять спецификацию и дизайн изделий. Монтаж секреток Демонтируйте оригинальную гайку/болт на каждом колесе автомобиля. При последующей смене колеса секретный замок всегда ослабляют первым, а устанавливают последним. Внимание: Перед установкой замка на колесо всегда проверяйте резьбу, посадочный размер, общую длину болта и резьбовой части оригинальной гайки/болта, замок должен соответствовать данным параметрам! На каждое колесо установите секретный замок. Убедитесь, что шлицы ключа плотно вошли в ответную часть секретки. Затем с помощью ключа из комплекта и динамометрического ключа выполните затяжку секретных замков, момент затяжки должен соответствовать моменту, указанному в инструкции к автомобилю, при этом усилие динамометрического ключа должно быть в осевом направлении, чтобы исключить проворачивание ключа из комплекта. Рукой вращайте колесо, убедитесь, что оно свободно вращается. Внимание: Запрещено использовать ударный гайковерт, поскольку этом может стать причиной повреждения секретного замка/ключа а также деталей автомобиля. После первых 50 км пробега еще раз проверьте фиксацию замков, при необходимости выполните повторную затяжку с помощью динамометрического ключа. При смене колес автомобиля ключ должен быть под рукой, поэтому мы рекомендуем хранить ключ, оригинальные гайки/болты, а также инструкцию по монтажу (вместе с уникальным кодом) в закрывающейся упаковке в надежном месте в автомобиле. Демонтаж секреток Демонтаж плотно закрученных гаек/болтов Внимание: При выполнении работ рекомендуется ношение защитных перчаток и защитных очков! Все болты колеса, на котором имеется секретный замок, необходимо плотно затянуть, чтобы уменьшить нагрузку на секретку. При затяжке штатных болтов будьте аккуратны, чтобы не сорвать резьбу. С помощью ключа отверните секретку. Используйте для этого соответствующий инструмент, например, ударный гайковерт, крестовидный ключ или трещетку. При ослаблении затяжки следите за тем, чтобы нагрузка на секретный замок передавалась в продольном направлении и только на ключ, чтобы шлицы вошли правильно в зацепление. Тем самым Вы исключите проворачивание ключа и срыв зацепления. Внимание: В отличие от процедуры установки секретного замка, при демонтаже сильно затянутого крепления допускается применение ударного гайковерта и иного инструмента. Если не удалось с первого раза снять секретку, то надо повторить попытку. Крутящий момент гайковерта должен быть достаточно большим. Обязательно следите за тем, чтобы инструмент всегда находился перпендикулярно колесу. Находясь в наклонном положении, инструмент может повредить или сломать замок, также могут деформироваться шлицы зацепления. Если после выполнения указанных операций не удается демонтировать секретку, то ослабьте затяжку противоположного от секретки крепления, если диск имеет четыре отверстия. Для дисков с пятью отверстиями ослабляют затяжку двух расположенных напротив секретного замка креплений. После этого повторите выполнение операции. После демонтажа секретного замка отверните гайки/болты и установите другое колесо. Выполните монтаж секретных замков в соответствии с инструкцией. Завершение работ по монтажу демонтажу Проверяйте наличие ключа от «секреток» после посещения шиномонтажа или автосервиса. Не теряйте код «секреток» (напечатан на вкладыше упаковки). По нему можно заказать дубликат ключа.